Формирование социально-нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста.
Половая Наталья Валентиновна
МДОУ ЦРР детский сад №145
Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Дети подражают взрослым, впитывают способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы, умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, ребенок овладевает элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина с учетом социальных факторов, индивидуальной самобытности каждого ребенка. Приспосабливаясь, адаптируясь к каждой новой ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни, ребенок осваивает механизмы ролевого поведения.
Воспитание социально - нравственного поведения, складывание характера и волевых качеств на ступени дошкольного возраста служит предпосылкой последующего, более эффективного развития организованных форм поведения. Упустить этот возраст - значит, многое перевоспитывать в дальнейшем.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Появление мотива несет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь формирует социальные чувства. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Режимные процессы — умывание, одевание, сон, питание и т. д. — предоставляют благоприятные возможности для воспитания социально – нравственного поведения. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, активности, самостоятельности в поведении. Необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным, чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата. Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению к взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие, справедливость и зависть; по отношению к себе — чувство собственного достоинства и даже самоуверенность или, напротив, чувство неуверенности в своих силах.
В этом случае нравственные чувства, например уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие, выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив достаточно силен и значим в глазах ребенка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью. Недооценка педагогом мотива, чувств ребенка может привести не только к потере детьми, уже начавших закрепляться полезных привычек, но и к возникновению у них чувства неудовлетворенности.
В работе педагогов необходима «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестает быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков социально – нравственного поведения. Это, в свою очередь, служит основой для оценки динамики развития ребенка и корректировки дальнейшего процесса воспитания.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и
не обеспечивает глубины в освоении морали. В благоприятной атмосфере воспитания у ребенка навыка социально - нравственного поведения, доброжелательность, привычка находить интересную, увлекающую его деятельность (занятия любимым делом, игры, просмотр книги, альбомов, прослушивание музыки, конструирование, рисование), собранность и организованность постепенно становятся неотъемлемым свойством личности. Необходимым условием успешного усвоения социально - нравственных норм в старшем возрасте является организация практики поведения. Это и упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила могли бы при соответствующих условиях превращаться в норму поведения каждого ребенка и всей группы.
Усвоение правил в младшем возрасте происходит в результате накапливания опыта поведения и взаимоотношений, регулируемых одним и тем же правилом. Конкретность мышления младших дошкольников не позволяет им обобщить усваиваемые правила в норму.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречивость некоторых правил (всегда ли нужно помогать товарищу; всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда ли жалоба воспитателю является ябедничеством). Очень важно, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Экспериментирование придает процессу усвоения норм творческий и осознанный характер.
Средством социально - нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Игра не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно в ней формируются основные психологические новообразования, подготавливающие переход ребенка к следующему возрастному этапу — младшему школьному. Сюжетно-ролевые отношения и отношения, возникающие по поводу игры, способствуют усвоению различных сторон нравственных отношений. Они преимущественно определяют развитие у детей умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Отношения же по поводу игры преимущественно способствуют усвоению детьми нравственных отношений и формированию у них соответствующих мотивов.
Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.
Обсуждение с детьми их поведения в играх - один из способов воспитания культуры поведения и взаимоотношений. Это может происходить в разной форме, но во всех случаях важно, чтобы они были доброжелательными, чтобы в результате у детей возникло желание играть дружно. Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленным и дружным, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей. Среди сюжетно-ролевых игр наибольшую возможность для социально-нравственного воспитания у детей представляют игры на социально-бытовые темы: в семью, больницу, детский сад, магазин, школу и т.п. Здесь дети отражают те общественные отношения, которые для них особенно привычны и знакомы, которые они стремятся постигнуть, поэтому я старалась руководить игрой, обогащать ее, не нарушая естественного хода, используя такую форму косвенного участия в ней, как создание проблемных ситуаций.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимали читаемые им сказки, стихи, рассказы. Мы с детьми проводим обсуждение описываемых в рассказах ситуаций, заключающих в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения оценивать последствия действий литературного героя и те переживания, которые он испытывает при совершении поступка. Дети очень любят пословицы и поговорки на социально- нравственные темы. С огромным удовольствием рассматривают иллюстрации к книгам, картины.
Воздействие природы на нравственную сферу личности детей воспитывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, учит защищать их, формировать у ребенка уверенности в себе. Общение выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Окружающая ребенка обстановка может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью становясь средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм социально - нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Этические беседы составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей, и прежде всего самих воспитанников группы. Воспитатель вместе с детьми характеризует факты и поступки, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое - основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.
Очень эффективны игры-инсценировки, игры-упражнения, дидактические игры они позволяют формировать нравственный мир старшего дошкольника, социальную направленность его поведения. Принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, дошкольники переживают вместе с ними, проникаются их чувствами и целями, а это означает развитие у них социальных эмоций, начал нравственности, гуманности.
В воспитании социально - нравственного поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего к детям, — важный и действенный пример для подражания. Воспитатель, не умеющий увлечь детей своими переживаниями, заразить своими чувствами, - плохой воспитатель. Нет ничего хуже, когда педагог скрупулезно разбирает, что такое добро, как надо поступать в том или ином случае, не выражая при этом ярко и понятно для детей свое личное отношение к поступку, явлению, факту.
Необходимым условием успешного усвоения социально - нравственных норм в старшем возрасте являлась и организация практики поведения. Это и упражнения, совместная деятельность детей, различные педагогические ситуации. Дети, решая педагогические ситуации, приводят в соответствие знания о том, как следует себя вести в окружении сверстников и с взрослыми, а так же накапливали опыт использования правил в регуляции своего поведения. У детей формировалось осознанное отношение к правилам, они понимали их значимость, целесообразность при организации своей деятельности и поведения.
Самостоятельная совместная деятельность детей нередко распадается, потому что у них оказываются несформированными способы сотрудничества, тактичного воздействия друг на друга, умение прийти к общему согласию, поддерживать предложение сверстника, отсутствуют ориентиры на состояние партнеров. Поэтому в совместной деятельности мы, педагоги, формируем у детей умение доброжелательно ответить на предложение, совет, осознанно согласиться, не подчиняясь пассивно более активному сверстнику, тактично возразить, убедить в своей правоте. Поведение инициатора также требует коррекции со стороны взрослого: дети не могут самостоятельно обосновать свое предложение в корректной форме, подавляют сверстников, действуют с позиции диктатора.
Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни.
Задачи социально – нравственного воспитания и формирования положительных взаимоотношений в старшем возрасте решаются на основе целесообразного отбора средств, методов и приёмов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольника. Дошкольники начинают реализовывать нравственные нормы в ситуациях игрового и делового взаимодействия на основе сотрудничества по отношению к более широкому кругу взрослых и сверстников.