МДОУ Детский сад № 107 комбинированного вида

Адрес: Россия, 170023, г Тверь, ул К. Заслонова, д 17


Телефон: 8-(8422)-42-27-50

E-mail: natalya-tver@mail.ru

 

 МДОУ Детский сад № 107 Комбинированного вида  г Твери

 

Формирование социально-нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста.

 

Половая Наталья Валентиновна

МДОУ ЦРР детский сад №145

 

     Нравственное  воспитание - одна  из  актуальных  и  сложнейших  проблем,    которая     должна  решаться   сегодня  всеми, кто  имеет  отношение    к   детям, это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нрав­ственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию  ребенка. Дети подражают  взрослым, впитывают  способы  общения, поведения, отношения, используя  для  этого  собственные  наблюдения, эмпирические  выводы, умозаключения, подражания  взрослым. И  двигаясь  путем  проб  и ошибок, ребенок  овладевает элементарными  нормами  жизни  в человеческом  обществе.

     Дошкольный  возраст  -  период активного  познания  мира  и человеческих  отношений, формирования  основ  личности   будущего  гражданина с учетом социальных факторов, индивидуальной самобыт­ности каждого ребенка. Приспосабливаясь, адаптируясь к каждой новой ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни, ребенок осваивает механизмы ролевого поведения.

Воспитание  социально - нравственного  поведения, складывание  характера  и  волевых качеств  на   ступени  дошкольного  возраста  служит  предпосылкой  последующего,  более  эффективного  развития  организованных  форм  поведения. Упустить    этот     возраст  -  значит,   многое  перевоспитывать  в   дальнейшем.

      Для  формирования  любого  нравственного  качества  важно,  чтобы  оно  проходило  осознанно. Поэтому  нужны  знания,  на  основе  которых  у  ребенка  будут  складываться   представления  о  сущности нравственного  качества, о  его необходимости  и  о  преимуществах  овладения  им.

       Появление  мотива  несет  за  собой  отношение  к  качеству, которое  в  свою  очередь  формирует  социальные  чувства. Знания  и  чувства  порождают  потребность  в  их  практической  реализации  -  в  поступках, поведении. Режимные процессы — умывание, одевание, сон, питание и т. д. — предоставляют благоприятные возможности для вос­питания  социально – нравственного  поведения.   Повторяясь     многократно,   они   сильно влияют на  формирование у ребенка чувства времени,  активности,  самостоятельности  в  поведении. Необходимо, чтобы мотивы, с по­мощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным, чтобы при не­обходимости дети были способны проявить определенные уси­лия воли для достижения результата.      Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднознач­ных по своим проявлениям.   По отношению к взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие,    справедливость   и   за­висть; по отношению к себе — чувство собственного достоинст­ва и даже самоуверенность или, напротив, чувство неуверен­ности в своих силах.

В этом случае нравственные чувства, например уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие,    выступают как самостоятельный движущий мотив поведения  де­тей. Этот мотив достаточно силен и значим в глазах ребенка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и  искрен­ностью. Недооценка педагогом мотива, чувств ребенка может привести   не  только к   потере  детьми,  уже   начавших  закрепляться  полезных привычек,   но  и к возникновению у  них  чувства  неудовлетворенности.

В работе педагогов необходима    «под­вижность»    средств воспитания,    их постоянная  корректировка. Нередко    бывает, что    проверенный практикой     метод     вдруг   пе­рестает   быть эффективным. Педагог должен внимательно сле­дить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает    вос­питательные     воздействия и влияния. Нужно как можно    раньше   определить уровень   нравственной   воспитанности каждого    из детей.      Наблюдения    позволяют    выявить у каждого ребенка   при­сущие ему особенности поступков,           интересов, отношений с окру­жающими,     трудности    в    освоении   навыков   социально – нравственного  поведения.      Это,    в   свою   очередь, служит основой для оценки динамики развития    ребенка   и    корректировки    дальнейшего процесса  вос­питания.

 

Как известно, дошкольный возраст отличается повышен­ной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребе­нок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элемен­тарными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и
не обеспечивает глубины в освоении морали. В   благоприятной атмосфере воспитания у ребенка навыка социально - нравственного поведения, доброжелательность, привычка на­ходить интересную, увлекающую его деятельность   (занятия   лю­бимым   делом,   игры, просмотр книги, альбомов, прослушивание музыки, конструирование, рисование), собранность и организо­ванность постепенно становятся неотъемлемым    свойством     лич­ности.  Необходимым  условием  успешного   усвоения  социально - нравственных  норм  в  старшем  возрасте  является  организация  практики  поведения.  Это  и упражнения, совместная  деятельность, где  приобретаемые  правила  могли бы  при  соответствующих  условиях превращаться в норму  поведения  каждого  ребенка  и всей  группы. 

  Усвоение правил в младшем возрасте происходит в ре­зультате накапливания опыта поведения и взаимоотноше­ний, регулируемых одним и тем же правилом. Конкретность мышления младших дошкольников не позволяет им обоб­щить усваиваемые правила в норму.

      В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремле­ние понять их. Более того, старшие дошкольники уже на­чинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречи­вость некоторых правил (всегда ли нужно помогать това­рищу; всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда ли жало­ба воспитателю является ябедничеством). Очень важ­но, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Экспериментирование придает процес­су усвоения норм творческий и осознанный характер.

      Средством социально - нравственного воспитания дошкольников является  собственная  деятельность  детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид де­ятельности имеет свою специфику, выполняя функцию сред­ства воспитания. Игра не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности детей  дошкольного  возраста. Именно в ней формируются основные психологические новообразования, подготавливающие переход ребенка к следующему возрастному этапу — младше­му школьному.     Сюжетно-ролевые отношения и отношения, возникающие по поводу игры, спо­собствуют усвоению различных сторон нравственных отношений. Они преиму­щественно определяют развитие у детей умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нрав­ственными нормами. Отношения же по поводу игры преимущественно способст­вуют усвоению детьми нравственных отношений и формированию у них                   соответствующих мотивов.

Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.

Обсуждение  с  детьми    их   поведения  в  играх  -  один  из  способов  воспитания  культуры  поведения  и  взаимоотношений.   Это  может  происходить  в  разной  форме,  но  во  всех  случаях  важно, чтобы  они были  доброжелательными,  чтобы  в  результате   у  детей  возникло  желание  играть  дружно. Чем  сложнее  игра,  тем  сложнее  в  ней  складываются  взаимоотношения  детей  и  ярче  выступают  умения  договариваться, самостоятельно  и   справедливо  разрешать  конфликты, быть  целеустремленным  и  дружным, т.е.  те  качества, без  которых  невозможно  развитие   организаторских   способностей. Среди сюжетно-ролевых игр  наибольшую возможность для социально-нравственного воспитания   у детей представляют игры на  социально-бытовые темы:  в семью, больницу, детский сад, мага­зин, школу и т.п. Здесь дети отражают те общественные отношения, ко­торые для них особенно привычны и знакомы, которые они стре­мятся постигнуть, поэтому  я  старалась руководить игрой, обогащать ее, не нарушая естественного хода, используя такую форму  косвенного участия в ней, как создание проблемных ситуаций. 

     Художественная     литература,   изобразительное искусство, музыка, кино,     диафильмы       и       другие        средства        можно        объединить в группу художественных средств.  Эта группа средств способствует эмо­циональной окраске познаваемых моральных явлений.   Дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимали читаемые им сказки, стихи, рассказы.  Мы с детьми  проводим  обсуждение  описываемых  в  рассказах  ситуаций, заключающих  в  себе моральный  смысл, с  целью формирования  у  них  умения  оценивать  последствия    действий  литературного  героя   и  те  переживания, которые  он  испытывает при  совершении  поступка. Дети очень  любят  пословицы  и  поговорки на  социально- нравственные  темы. С огромным удовольствием рассматривают ил­люстрации к книгам, картины.  

     Воздействие природы на нравственную сферу личности де­тей воспитывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, учит защищать их,  формировать у ребенка уверенности в себе. Общение выполняет задачи кор­ректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Окружающая ребен­ка обстановка может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью становясь средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь ме­ханизм социально - нравственного воспитания и влияет на формирова­ние определенных нравственных качеств.     

     Этические  беседы  составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей, и прежде всего самих воспитан­ников группы. Воспитатель  вместе с детьми характеризует  факты и поступки, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики фор­мируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в созна­нии детей разрозненные представления в единое  целое -  осно­ву будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает стар­шему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, об­щего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие  о человеческом  достоинстве.

     Очень    эффективны       игры-инсценировки,       игры-упражнения,  дидактические игры  они позволяют      формировать        нравственный  мир   старшего  дошкольника, социальную  направленность  его  поведения.  При­нимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, до­школьники  переживают вместе с ними, проникаются их чувства­ми и целями, а это означает развитие у них социальных эмоций, начал нравственности, гуманности.

     В воспитании   социально - нравственного поведения первостепенное значение   имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим,  и,   прежде    всего   к   детям, — важный   и действенный пример для подражания. Воспитатель, не умеющий увлечь детей своими переживаниями, заразить своими чувствами, - плохой воспитатель. Нет ничего хуже, когда педагог скрупулезно разбирает, что такое добро, как надо поступать в том или ином случае, не выражая при этом ярко и понятно для детей свое личное отношение к поступ­ку, явлению, факту.

      Необходимым    условием     успешного    усвоения    социально - нравственных  норм  в  старшем  возрасте  являлась  и    организация  практики  поведения.  Это  и упражнения, совместная  деятельность детей, различные  педагогические  ситуации.  Дети,  решая  педагогические  ситуации, приводят в соответствие знания о том, как следует себя вести в окружении свер­стников  и  с взрослыми, а  так  же накапливали опыт использования правил в регуляции своего поведения. У детей   формировалось  осознанное отношение  к правилам,  они  по­нимали  их значимость, целесообразность при организации своей деятельности и поведения.

        Самостоятельная  совместная  деятельность    детей     нередко  распадается, потому  что  у  них оказываются  несформированными способы  сотрудничества, тактичного  воздействия друг  на  друга, умение  прийти  к  общему  согласию, поддерживать  предложение  сверстника, отсутствуют  ориентиры  на  состояние  партнеров. Поэтому в   совместной  деятельности  мы, педагоги,   формируем у  детей умение доброжелательно ответить на предложение, совет, осо­знанно согласиться, не подчиняясь пассивно более активному сверстнику, тактично возразить, убедить в своей правоте. Пове­дение инициатора также требует коррекции со стороны взрос­лого: дети не могут самостоятельно обосновать свое предложе­ние в корректной форме, подавляют сверстников, действуют с позиции диктатора.

          Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни.

      Задачи социально – нравственного  воспитания и  формирования  положительных  взаимоотношений  в  старшем  возрасте  решаются   на  основе  целесообразного   отбора  средств, методов  и  приёмов,  наиболее  удачного  их  сочетания, обеспечивающих  взаимосвязь  учебно-познавательной  и  самостоятельной  деятельности дошкольника.     Дошкольники начинают реализовывать  нравственные  нормы в  ситуациях  игрового и   делового  взаимодействия  на  основе сотрудничества  по  отношению  к  более  широкому  кругу взрослых  и  сверстников. 

 

Бесплатный хостинг uCoz